Страницы

воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Презентации для развития речи малышей - вред или польза?

Мне очень нравится сайт Родная тропинка и мысли его автора Аси Валасиной. В этот раз с интересом прочитала статью о презентациях для развития речи малышей. И вам рекомендую.

Презентации по развитию речи.

Что очень часто предлагается сейчас в Интернете для развития речи детей? Конечно, презентации на разные темы и учебные видео. Их полным – полно в ютубе, причем на разные темы. И многие мои знакомые считают, что именно такие программы нужны современному ребенку и обеспечат развитие речи. Только вот после таких «занятий по развитию речи» дети почему-то долго не говорят и имеют проблемы с речью и не только с ней (я писала пример из жизни на эту тему в первой части этого цикла статей о речи – «Развитие речи детей. Часть 1»!
Стоп! Давайте рассмотрим, нужны ли презентации, и какие их них нужны, а какие совершенно не нужны. И ответим на эти вопросы на основе научных исследований развития детей раннего возраста. В результате внимательного чтения этой статьи Вы будете правильно отбирать познавательные видео и презентации для развития речи Ваших  детей. И  создавать сами  презентации, которые действительно будут полезны и будут развивать ребенка, а не станут пустой тратой времени и сил. А также не будете тратить лишние деньги на покупку того, что совершенно не нужно Вашему малышу, и будете понимать, а что нужно.

Малыш смотрит презентацию без мамы и развивается сам. Возможно ли это?

Сначала давайте договоримся о понимании того, бывает ли так, что «обучающее видео само развивает ребенка», пока мама занимается своими делами. Ведь этот рекламный слоган известен сейчас всем и многие в него искренне верят.
Увы, это всего лишь рекламная уловка, а истина другая — ни одна видеопрезентация не может развивать речь ребенка, если она не сопровождается совместным обсуждением и совместными действиями в ходе просмотра или после просмотра видео или слайдов! И это касается любого возраста ребенка.  Если ребенок молчит и просто смотрит на экран с кадрами, пока мама занята своими делами, то его речь не развивается от этого просмотра!
Почему же малыш так внимательно смотрит на экран? Многие считают, что это оттого, что ребенок —  умница, он хочет учиться уже с пеленок, он всё запоминает и узнаёт. Это тоже не так. Малыш внимательно смотрит на экран потому, что ему нравятся мелькающие кадры – то есть ему нравится «режим клипового восприятия», который завораживает и затягивает так, что не оторваться. Именно это мелькание как раз и отвлекает внимание от слова и его звучания и не развивает, а, наоборот, тормозит развитие речи.  Поэтому говорить  о том, что есть «презентации для развития речи 0+», которые малыш смотрит и развивается сам – бессмысленно. Это просто рекламная уловка. Надо понимать, что этого вообще в природе не бывает  и противоречит базовым законам развития ребенка, выявленным и общепринятым в мировой детской психологии.
Давайте обговорим это подробнее по каждому возрасту детей.

Презентации по развитию речи для младенцев  и самых маленьких деток раннего возраста (0+, 1+)

В Интернете море презентаций по развитию речи детей до года или детей раннего возраста (с года до трех лет). Что чаще всего представляет себя такая презентация? Это набор слайдов, который сопровождается голосом диктора. Например: «Солнцезащитные очки» — и показывается соответствующая картинка, «пляж» — и новая картинка, «море»  — третья картинка, «замок» — четвертая картинка и так далее. Или показываются и называются картинки на одну тему: морковка, свекла, лук, картошка. Или показываются картинки, изображающие разные действия или признаки и они называются.
Давайте посмотрим, нужна ли такая презентация младенцу. Мнение специалистов – абсолютно не нужна! И даже вредна, причем вредна не только для зрения (это само собой разумеется, так как орган зрения в этом возрасте еще формируется и еще не окреп)! Приведу факты в доказательство этого  утверждения и интереснейшие результаты исследований, которые нужно знать любой маме и любому педагогу.
Главный фактор, который руководствуется эта реклама – это продажа продукции. Никого не волнует, действительно ли ребенок развивается в ходе просмотра этих презентаций. Волнует другое – продать их родителям, которые поверят, что это так,  и что такая продукция будет полезна малышу и даст так нужное всем нам свободное время! О! Это наверное самое главное сейчас – занять малыша и сделать в это время свои дела! Хорошо если удастся занять на 20 минут, а если на час – ведь малыш может и час смотреть на экран! А тут  авторы еще и говорят, что не просто будет смотреть, а еще и разовьется от этого просмотра! Как здорово! Мечта сбылась! Популярность подобных американских видео для развития младенцев очень большая, как и доход от их продажи. Сейчас есть много российских подобных видео, а также такие видео делают сами мамы для своих деток. Ведь,  судя по рекламе,  это просто мечта – ребенок сам себе развивается,  а в это время мы – взрослые – занимаемся своими делами!
Но… В этой бочке меда в виде свободных минут родителей есть даже не ложка, а много бочек дёгтя. Сначала несколько фактов: Большинство подобных видеопрезентаций пришли к нам из Америки. Но американские педиатры  (Американская Академия Педиатрии) рекомендует полностью (!) запретить просмотр телевизора  и видеопрограмм детям до двух лет. А с 3 до 5 смотреть только качественные программы 30 минут в день не более. Нет никаких фактов, доказанных наукой, о пользе видеопрезентаций «по развитию речи» для младенцев. Зато есть другие факты. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает однозначную рекомендацию: категорический запрет на просмотр видеопрезентаций, как и другой видеопродукции, до трех лет. Это наводит на размышления, ведь видео, которые у нас продаются и взяты за основу таких презентаций как раз есть слепок с американского оригинала.  Почему же их так активно распространяют у нас?

Результаты исследования

Исследование 1

Расскажу об очень интересном психологическом исследовании. Обязательно дочитайте его результаты до конца, и взгляд на развитие речи малыша у Вас перевернется и будет ясно видно, может ли видео развивать малыша без присутствия взрослого! Исследование проводилось в нашей стране в доме ребенка. В эксперименте участвовали детки от 10 до 15 месяцев, не умеющие говорить (то есть без активной речи).
Ход эксперимента: В течение нескольких месяцев дети слушали одну и ту же аудиозапись радиопостановки сказки Андерсена «Дюймовочка» (специально был выбран текст, не понятный малышам). Экспериментатор приносил малыша в комнату, включал запись, был очень доброжелателен и очень сосредоточенно слушал сказку вместе с малышом. Сначала дети не слушали аудиозапись, отвлекались, пытались стянуть простынку, то есть аудиозапись их совсем не занимала, некоторые чуть не засыпали. Постепенно детки (напоминаю, что это дети – сироты из дома ребенка) стали узнавать экспериментатора, тянуться к нему, проситься на ручки, с удовольствием шли в комнату для прослушивания. Дети во время прослушивания сказки стали оборачиваться на экспериментатора, смотреть на его губы, сосредоточенно слушали звуки записи, улыбались, удивлялись, вокализировали. После двадцатого такого индивидуального «занятия – прослушивания» у половины детей появились первые осмысленные активные слова, обращенные к экспериментатору. После 30 прослушивания детки эмоционально реагировали на каждую фразу, ждали знакомых голосов из спектакля, радовались приходу экспериментатора и плакали, когда он уходил. Во время прослушивания ликовали, подолгу смотрели на источник звука. У многих молчавших деток появился лепет. После прослушивания записи происходил взрыв голосовой активности. То есть аудиозапись явно стала источником приятных переживаний!
Тогда исследователи решили проверить, что влияло на взрыв речевой активности младенцев – многоразовое прослушивание одной и той же аудиозаписи или общение со взрослым. Для эксперимента были взяты другие дети того же возраста, не владеющие речью (то есть детки молчали). Но прослушивали детки в этой серии эксперимента сказку по-другому. Взрослый во время прослушивания уходил за ширму, и детки его не видели. Результат был плачевный. Дети так и не научились сосредотачиваться на прослушивании аудиозаписи. Ни бурной радости, ни бурной двигательной активности, ни речевой активности у них не возникло. Дети избегали экспериментатора и не выказывали ему никакого расположения.
Тогда исследователи задали третий вопрос себе – а может быть тогда на детишек повлиял не взрослый, а то, что это сказка, то есть текст. И что этот текст много раз повторялся ребенку? И провели для выяснения этого вопроса третью серию экспериментов.
В ней деткам в тех же условиях давали прослушать отрывки из музыки Сергея Прокофьева («Петя и волк»). Взрослый также как и раньше приносил малыша в комнату, включал магнитофон и уходил за ширму на время прослушивания. Результат был также плачевным. Одни малыши слушали, другие совсем не слушали. Изменений в речевой активности  у детей не наблюдалось.
Так стало ясно, что для развития активной речи малыша нужен именно взрослый! Слушание аудиозаписи действительно стимулирует речевую активность, но только в том случае, если взрослый также как и ребенок выступает в роли ее активного слушателя. Именно взрослый  и общение с ним влияет на развитие умения говорить и слушать речь.
Примечание для любознательных. Кстати, была еще четвертая серия этого очень интересного эксперимента, в которой сравнивались две группы деток – из семьи и из дома ребенка. Оказалось, что первый тип занятий (совместное прослушивание взрослым и ребенком сказки) оказывал равное и одинаковое влияние на всех деток. А вот к музыке малыши отнеслись по-разному. Малыши из семьи увлеченно слушали «Петю и волка», активно лепетали, смотрели взрослому в глаза, ликовали, желали и дальше слушать музыку. А детки из детдома вообще не реагировали. Что подтвердило тезис о том, как важна среда в развитии малыша, в том числе и музыкальная среда.

Исследование 2.

Еще одно исследование, проведенное за рубежом, и его результаты. Был проведен эксперимент с детьми раннего возраста, в ходе которого малышам предъявлялись слова в трех разных ситуациях: 1) комментирование  взрослым активных действий ребенка с реальными предметами (то есть когда малыш играл, взрослый называл предметы, признаки, действия), 2) разговор со взрослым по скайпу (малыш смотрел на экран и реагировал лепетом), 3) презентация с голосом диктора. А потом сравнили – какие слова дети стали быстрее узнавать на слух и говорить?
Отгадайте, какая группа слов была лучше усвоена? Да, слова первой группы были активно усвоены детьми, легко вошли в их пассивный словарь (понимаемые слова), а потом в активный словарь (малыши их начали говорить). А вот слова последней группы «прошли мимо» деток, хотя презентация их привлекала,  и они ее с удовольствием смотрели. Делаем выводы.

Выводы

Фильмы для обучения речи младенцев от нуля до года созданы вопреки законам развития ребенка. Дело в том, что интеллект ребенка развивается в его активных действиях с предметами в реальном мире, в его собственном опыте. А не в просмотре мелькающих картинок. Привычка к пассивному восприятию действительности в режиме клипового восприятия ведет к искажению внутреннего мира маленького человека.  Он уже не стремится сделать открытие сам, потянуться, доползти до предмета, обследовать его, пообщаться активно со взрослым – он просто пассивно ждет. И это еще не всё. Малыш привыкает к такой гиперстимуляции и потом постоянно ее требует. Позже становится невозможно сосредоточить внимание ребенка, он гиперактивный, неспокойный, часто с истериками, требует постоянного шума и уже привык к нему.
В чем еще минусы таких презентаций? Они изначально настраивают взрослых, что ребенок – это пустой сосуд, в который надо просто «влить» побольше информации. И ведь это не так! Малыш – это активный человечек – исследователь, и именно в его активности залог его счастливого будущего и база его полноценного развития! Всё нужное для развития речи малыша есть вокруг него – это ближайшие предметы, их свойства и качества и активные действия ребенка с ними, общение с близкими взрослыми, комментирование взрослыми действий малыша.
Если же мы показываем на слайдах малышу те явления, которые он еще не видел вообще, и требуем лишь повторения слов  из презентации (называния предметов),  то таким образом приучаем его лишь к повторению чужих мыслей, а не к выражению своих собственных мыслей и чувств! А вот если он привык к тому, что слово идет из его собственного активного опыта – это уже совсем другое слово, оно живое по природе своей!
Поэтому мое убеждение – презентации для развития речи детей раннего возраста не нужны! А как развивать речь малыша в интересном для мамы и малыша общении– мы говорим на курсе для родителей «Развитие языковых и коммуникативных способностей детей». Это очень просто, доступно всем, проверено многими поколениями! Только вот за дорого это не продашь, ведь истинное счастье и любовь к малышу не продается! Поэтому и продаются и рекламируются сейчас вместо живого общения  - общение виртуальное с неизвестным диктором на экране компьютера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...