Страницы

четверг, 22 августа 2013 г.

Как я искала няню

По просьбе постоянных читателей расскажу о своем опыте поиска няни. Перед тем, как заняться непосредственно поисками, надо сделать подготовительную работу:
- убедиться, что вы морально готовы на время перепоручить своего родного малыша чужому человеку. Если сомневаетесь, поставьте веб-камеру в квартиру, напрмер.
- понять, что вы ожидаете от няни, что будет входить в круг ее обязанностей: только уход за ребенком или еще развитие? приготовление пищи и уборка? забрать из садика\школы?
 - в зависимости от ожиданий продумать требования к няне.
- определиться с графиком работы няни и примерной зарплатой в неделю или в месяц.

Эти пункты лучше сделать письменно: во-первых, в голове все уложится в систему, во-вторых, это почти готовая вакансия, которую можно будет публиковать. У меня получилось примерно следующее: Ожидания: уход за ребенком, играть, гулять, заниматься развитием (традиционные методики и Доман), минимум хоз.обязанностей, только поддержание порядка (убрать за ребенком, помыть за собой посуду и т.п.) Требования: возраст от 35 лет, высшее педагогическое образование (гарантирует знание как минимум традиционных методик развития), чистая русская грамотная речь, опыт работы с малышами до года. Желательно: опыт работы с детском саду, знание методик раннего развития. График: до октября - в сумме около 8-10 часов в неделю (в т.ч. в выходные дни), с октября - 5 часов по будням с постепенным увеличением до 9-10 часов в день к маю. Зарплата - 250 руб. в час., т.е. летом максимум 2,5 тыс. в неделю, полный день - 40-50 тыс. руб. Теперь можно приступать непосредственно к поиску. Я пользовалась сайтом Помогатель. Здесь есть два варианта: 1. Разместить вакансию и ждать откликов. 2. Просмотреть анкеты нянь и самой звонить, чтобы предлагать свою вакансию. Я задействовала оба канала поиска. Как показывает мой опыт, хорошие няни редко просматривают вакансии, их анкеты настолько хороши, что их забирают за 1-2 недели после публикации. За время поиска няни я просмотрела больше 100 анкет. Есть перлы: девушка 19 лет с примерно таким текстом: "Я хочу подработать. Моя мама мало времени проводит дома, так что младшим братом я занималась сама. Еще у меня много друзей, которые родили раньше 18 лет, я им часто помогаю". Вы бы такую взяли? ;)) Будьте готовы к тому, что откликаться на вашу вакансию будут совсем неподходящие кандидатуры: указываешь возраст с 35 лет, пишут студентки, указываешь опыт с грудничками, пишут без опыта и т.п.
Что мне не нравится в анкетах (помимо несоотвествия моим требованиям):
1. Слишком короткие, типа "ответственная, опыт есть, подробности при собеседовании".
2. Орфографические и грамматические ошибки, слова-паразиты и т.п.
3. Описание опыта: уборка комнаты, стирка и глажка детских вещей, приготовление пищи. Это уже не няня, а домработница получается. Маловероятно, что хорошая няня согласится мыть у вас пол :)
4. Фото в леопардовой кофточке с вырезом или супер-мега макияж.
Что нравится в анкетах:
1. Подробные описание: образование, с какими детьми и когда работала, чем с ними занималась, какие достижения у воспитанников, какие дополнительные курсы проходила, какие методики развития знает и т.п.
2. Грамотное изложение мыслей.
После просмотра анкет надо отобрать несколько кандидаток для предварительного телефонного интервью. 
Ох, бедные рекрутеры, как я вам сочувствую :) Просмотрев более сотни анкет, я выбрала около двадцати для обзвона. Про правило "убедиться, что собеседнику удобно сейчас разговаривать", даже не буду упоминать, все деловые разговоры с этого начинаются.

Итак, у вас уже есть кандидаты на телефонное интервью.
Задачи телефонного интервью:
- убедиться, что няня и мама подходят друг другу по основным критериям (график, зарплата, возраст няни и ребенка, образование, гражданство, наличие камеры в квартире и т.п.)
- послушать, как и что няня говорит. Если вы уже слышите акцент, "ихние", "позвОнит", то не стоит тратить свое и чужое время на встречу.

Звоним :) Некоторые не берут трубку или недоступны в течение несколько дней - вычеркиваем. В моем случае большинство нянь не устраивает график, слишком маленький доход летом получается. Причем, эти няни сами откликнулись на мою вакансию, где черным по белому про график написано. Ответы разные, от "к сожалению, такой график мне не подходит" до "и как я по-вашему должна на такие деньги жить". В общем, до стадии "давайте встретимся" доходит максимум половина кандидаток.


Если пока вы друг другу подходите, назначайте встречу тогда, когда удобно вам и ребенку. Я выбирала время после дневного сна Паши, когда он выспался, поел и доволен жизнью, потому что сложно успокаивать и отвлекать малыша, при этом задавать вопросы няни, слушать ответы и кое-что записывать.

Приглашая няню на встречу, не забудьте проговорить следующие пункты:
- время и место встречи. У меня была заготовлено смс с адресом, чтобы отправлять его няням.
- сменная одежда для няни. Скорее всего, она будет добираться до вас на метро или другом общественном транспорте, где много всякой заразы. Я сама всегда переодеваюсь в домашнюю одежду после улицы и только потом беру малыша на руки, поэтому и от няни требую того же. 
- комплект документов. Помимо сменной одежды пусть няня возьмет с собой документы (паспорт, диплом об образовании, сертификаты и т.п.) и рекомендации.
Вот встреча назначена, вы ждете няню на собеседование. До меня так и не доехали 4 (!!!) няни, прислав за 10 минут до оговоренного времени смс типа: "Ксения, извините, я уехала в отпуск" или просто не предупреждая совсем. Если вам повезло, и няня все-таки пришла, понаблюдайте за ней. Даже не задавая вопросы, можно уже слелать какие-то выводы. Няня пришла вовремя? Няня пошла первым делом мыть руки? После подошла к ребенку или села на диван, сложив руки? Принесла ли обещанные документы и сменную одежду? Задает вопросы про малыша? Одна няня села рядом с Пашей, который был одет в голубую футболку с машинками, и сказала: "Какая симпатичная девочка". Какой маме понравится, когда сына называют девочкой? Тем более одетого в мальчиковую одежду. Тем более, что по телефону я говорила, что у меня мальчик. В общем, эта няня нам не подошла :)
У меня было заготовлено много вопросов. Их можно поделить по типам: общие (образование, опыт, о себе, мотивация), ситуационные (а что вы будете делать, если...?) и "каверзные" (чему именно вы научили ребенка? продолжаете ли самообразование? какую книгу прочитали последней?). Ответы желательно кратко записывать, чтобы потом легко сравнивать нянь между собой.
Из своего небольшого опыта могу сказать, что самыми важными критерями являются:
1) Как няня и ребенок взаимодействуют. Мне повезло с Пашей, он вообще гостей любит, так что он каждой няне улыбался, но некоторым больше. А вот то, как няня играет с ребенком, очень отличается. Например, пока я ходила за блокнотиком в соседнюю комнату, наша няня уже взяла две игрушки, стала разыгрывать мини-сценку, петь песенку. Или няня может показывать, как собирать пирамидку, называя цвета, "большой-маленький". В общем, маме их игры должны понравится.
2) Совпадают ли взгляды мамы и няни на уход и воспитание. Мне важно, чтобы рядом был человек, которому не нужно доказывать или объяснять, что носки дома одевать не нужно, шапочку в +20 тоже не нужно, подгузники при правильном применении - не вредны, детское питание из баночки для малыша до года - это лучше, чем готовить его самой и т.д. Няня тоже должна брать малыша на руки, если он плачет, или уметь отвлечь его, если малыш в коляске, покачать его на руках, чтобы он уснул, давать ему свободу в исследовании мира с разумной осторожностью и т.п.
3) Очень субъективный и самый важный критерий: няня должна понравиться маме как человек, чтобы мама могла доверить ребенка няне.
Если вы понравились друг другу, назначайте пробный день, когда няня уже приходит и занимается ребенком, но вы все еще рядом. Во-первых, это абсолютно безопасно для ребенка, во-вторых, у вас будет больше времени присмотреться к няне, в-третьих, начнете вводить ее в курс дела о режиме малыша, любимых блюдах, покажете, гле что лежит и т.п. Из моего опыта: как я в первый раз отпустила Пашу гулять с няней, я попросила ее оставить документы у нас дома. Наша няня отнеслась к этому с пониманием и без проблем согласилась. В это же время надо договориться об окончательной стоимости услуг, как вы будете их оплачивать (раз в день, неделю, месяц), как будете оплачивать простой в работе няни (например, вы уехали в отпуск с ребенком) или больничный и отпуск для няни (она тоже человек :).
Удачного поиска и хороших нянь :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...